Предоставление государственных услуг в электронной форме – это предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных услуг и (или) региональных порталов государственных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Портал государственных услуг – это информационная система, обеспечивающая предоставление услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных услугах.
Преимущества получения государственных услуг в электронном виде заключаются в следующем:
- Возможность представления заявителем (при наличии электронной подписи) документов не только в любое удобное для него время, но и без привязки к месту представления документов, что помимо удобства заявителя имеет ещё и ощутимый антикоррупционный эффект, поскольку исключается прямое общение заявителя и должностного лица, осуществляющего прием документов. Очевидные плюсы данной услуги для заявителя связаны с тем, что он может в соответствии с принципом экстерриториальности подавать любые документы на любой объект, расположенный на территории Российской Федерации, в любой день (включая выходные и праздничные) и в любое время суток. Услуга доступна для всех: физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти. В качестве заявителя может выступить как правообладатель, так и его представитель, а также нотариус. Статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” установлены принципы использования электронной подписи: право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению; возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств; недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
- Снижение срока рассмотрения заявлений и необходимых документов.
Безусловно, одной из самых востребованных государственных услуг, предоставляемых исполнительным органом государственной власти для заявителей, является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К примеру, государственная регистрация прав проводится в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема или поступления в орган регистрации прав заявления на государственную регистрацию прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме.
- Возможность, в некоторых случаях, снижения размера государственной пошлины. Размеры государственной пошлины в отношении физических лиц применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае их обращения за государственной регистрацией прав с использованием единого портала государственных услуг, региональных порталов государственных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме.
Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р утвержден план мероприятий “Трансформация делового климата”, в том числе по направлению “Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенствование государственной кадастровой оценки”, целями реализации мероприятий по данному направлению, в том числе являются перевод государственных услуг преимущественно в электронную форму и внедрение цифровых технологий и платформенных решений.