Росреестр активно переводит свои услуги в электронный формат. Представим некоторые услуги Росреестра, которыми можно воспользоваться не выходя из дома.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав:
– заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы посредством отправления в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, посредством единого портала госуслуг, официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с Росреестром. Заявление и документы представляются путем заполнения формы, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов.
Чтобы подать документы на регистрацию в электронной форме, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
- Получите усиленную квалифицированную электронную подпись.
2.Подайте заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП. Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, должно быть представлено в Росреестр правообладателем отчуждаемого объекта недвижимости или его законным представителем либо представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения, в том числе через МФЦ. Также заявление можно направить по почте, предварительно заверив свою подпись на нем у нотариуса. Запись о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, вносится в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления заявления.
- Зарегистрируйтесь на Едином портале госуслуг. Если у вас уже есть подтвержденная учетная запись, то пропустите этот пункт.
- Подайте документы на регистрацию через личный кабинет на сайте Росреестра. Для этого выполните следующие действия:
– установите на компьютер специальный программный модуль (плагин) для браузера, позволяющий использовать УКЭП на веб-страницах (если он еще не установлен). Сайт Росреестра предлагает установить «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».
– с помощью учетной записи портала госуслуг войдите в личный кабинет на сайте Росреестра.
– выберите необходимую услугу из списка доступных услуг (например, «государственная регистрация возникновения и перехода прав на объект недвижимого имущества» или «постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права»).
– заполните форму заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подпишите её УКЭП. Заявление должно иметь формат XML-документа.
– прикрепите к заявлению необходимые документы (в зависимости от ситуации) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанные УКЭП. При этом следует иметь в виду, что документы на регистрацию должны быть представлены в форме электронных документов, если законом предусмотрено, что при представлении на бумажном носителе такие документы предоставляются в подлиннике. В иных случаях документы можно представить как в форме электронных документов, так и в форме электронных образов документов (в том числе акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также судебные акты, установившие права на недвижимое имущество).
В течение рабочего дня, следующего за днем приема заявления и документов, Росреестром на указанный адрес электронной почты будет направлено уведомление о получении документов.
– уплатите госпошлину за государственную регистрацию.
При подаче документов на регистрацию в электронной форме госпошлина уплачивается с коэффициентом 0,7 (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).
Госпошлина не уплачивается за государственную регистрацию права собственности, возникшего до 31.01.1998 (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов. Однако, если на момент представления заявления и необходимых документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию и документ о ее уплате не представлен вместе с указанным заявлением, то течение срока государственной регистрации начинается с даты получения Росреестром сведений об уплате госпошлины.
Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая будет направлена в электронной форме, а также специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки, подписанной УКЭП государственного регистратора.
Получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН):
– на сайте Росреестра нужно выбрать вкладку «Электронные услуги и сервисы», отметить необходимый вид выписки и перейти по ссылке на портал госуслуг;
– после авторизации на портале откроется предзаполненная персональными данными форма запроса. В ней нужно заполнить обязательные поля (в частности, указать точный адрес или кадастровый номер объекта недвижимости и категорию заявителя);
– после формирования запроса на указанный адрес электронной почты придет уведомление о необходимости внести плату за получение выписки. Счет на оплату поступит в личный кабинет на портале госуслуг. Выписки разных видов стоят по-разному. При этом информация о кадастровой стоимости недвижимости предоставляется бесплатно.
После оплаты запрашиваемая выписка будет предоставлена в течение 3 рабочих дней. Уведомление со ссылкой на электронный документ придет на указанный адрес электронной почты. Открыть полученные файлы для прочтения можно через сервис на сайте Росреестра «Проверка электронного документа».
Электронная выписка из ЕГРН равнозначна бумажной.
Следует отметить, что на сайте Росреестра можно получить справочную информацию об объекте недвижимости, получить доступ к Публичной кадастровой карте и найти много полезной информации.
Специалист-эксперт Молчановского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Бойчик