При этом Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность по своевременному предоставлению достоверной информации в требуемом объеме.
С каждым годом увеличивается перечень информации, которая может быть получена в электронной форме, в связи с чем требуют постоянного совершенствования структура и содержание официальных сайтов органов местного самоуправления (далее – официальный сайт).
Востребована гражданами достоверная информация о муниципальных нормативных правовых актах, размещенная в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, согласно которому около 400 действующих муниципальных правовых актов в регионе не соответствуют требованиям федерального законодательства. При этом в ходе ранее проведенных прокурорских проверок неоднократно выявлялись факты несоответствия информации о муниципальных нормативных правовых актах, внесенной в региональный сегмент регистра, сведениям, отображаемым в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов.
Одновременно рост информационной открытости требует принятия мер к защите сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе персональных данных, сведений о состоянии здоровья граждан, включая несовершеннолетних.
Обращаем ваше внимание и предлагаем провести самостоятельную проверку по следующим вопросам, по которым в обязательном порядке должны быть приняты меры и проведены соответствующие мероприятия.
- Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления
- Полнота правового регулирования отношений по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления необходимо установить:
1) определены ли муниципальными правовыми актами структурные подразделения или уполномоченные должностные лица, их права и обязанности в указанной сфере;
2) установлены ли требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами;
3) утверждены ли перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, определены ли в указанных перечнях периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов;
4) включают ли предусмотренные муниципальными правовыми актами перечни информации о деятельности органов местного самоуправления все сведения, подлежащие согласно федеральному законодательству размещению на официальных сайтах;
5) установлен ли муниципальными правовыми актами порядок обеспечения доступа к информации всеми способами, предусмотренными Федеральным законом № 8-ФЗ;
6) установлен ли порядок рассмотрения составленных на иностранном языке запросов информации о деятельности органов местного самоуправления;
7) установлен ли порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления;
8) предусмотрено ли в порядке организации и проведения публичных слушаний заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте;
9) определены ли в положениях о видах муниципального контроля порядок консультирования, перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе перечень вопросов, по которым осуществляется письменное консультирование, случаи консультирования по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, срок размещения на официальном сайте доклада о виде муниципального контроля;
10) определен ли муниципальным правовым актом порядок размещения на официальном сайте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, руководителями муниципальных учреждений;
11) установлен ли нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий на официальных сайтах органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждений, предприятий.
- Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления
- В целях оценки полноты реализации органами местного самоуправления возложенных на них Федеральным законом № 8-ФЗ обязанностей по обеспечению доступа к информации о деятельности данных органов необходимо установить следующее:
1) учреждены ли органами местного самоуправления печатные средства массовой информации для опубликования сведений о своей деятельности, публикуется ли вся предусмотренная законодательством информация, в том числе акты о налогах, иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
2) обеспечена ли полнота размещения на официальном сайте информации о нормотворческой деятельности, в том числе текстов нормативных правовых актов в актуальной редакции, сведений о внесении изменений в нормативные правовые акты, признании их утратившими силу, недействующими;
3) создана ли местной администрацией возможность размещения на официальном сайте информации о внесении, рассмотрении и реализации инициативного проекта, а также возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по инициативному проекту;
4) обеспечивает ли официальный сайт возможность проверки полноты и достоверности отражения внесенных предложений и замечаний, представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки, правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных документов;
5) размещены ли на официальном сайте:
а) необходимые сведения, предусмотренные статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ, в том числе посредством отсылки к иным информационным ресурсам, включая статистическую информацию, данные о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, работе с обращениями граждан;
б) утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории);
в) информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
г) информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальными учреждениями;
д) схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения;
е) сведения о находящихся в границах муниципального образования предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей (с указанием их адреса, полного наименования, фирменного наименования (для коммерческих организаций), в которых не допускается к распространению информационная продукция, содержащая информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей;
ж) комплексная схема организации дорожного движения;
з) перечень постоянных маршрутов, установленных в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
и) проекты административных регламентов оказания муниципальных услуг, соблюдаются ли сроки их размещения, установленные порядками разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг;
к) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
л) общедоступная информация о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактная информация координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иная общедоступная информация, необходимая для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;
6) размещаются ли на официальном сайте органа местного самоуправления поселения, городского округа сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (в течение 7 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения) в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством;
7) опубликованы ли в официальном издании и размещены ли на официальном сайте органа местного самоуправления поселения, городского округа соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (в течение 10 дней со дня подписания);
8) размещаются ли на официальных сайтах сведения о нарушениях требований, предусмотренных частью 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
9) оборудованы ли около здания местной администрации информационные стенды (информационные щиты) для размещения проектов решений о комплексном развитии территории жилой застройки (в случае принятия таких решений);
10) опубликовывалась ли в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, и размещалась ли на официальном сайте информация о проведении конкурса на заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы, соблюдено ли требование о размещении информации не позднее чем за один месяц до даты проведения указанного конкурса;
11) соблюдаются ли требования Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о порядке извещения о проведении общего собрания участников долевой собственности;
12) соблюдается ли требование о размещении в средствах массовой информации и на официальном сайте с периодичностью не реже одного раза в год сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, а также об очистке сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, информации о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, об итогах реализации этих программ и планов;
13) соблюдаются ли органами местного самоуправления требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами;
14) имелись ли факты незаконного взимания платы за предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления;
15) обеспечен ли беспрепятственный доступ к информации инвалидов;
16) исполняется ли органами местного самоуправления обязанность по поддержанию информации в актуальном состоянии;
17) используется ли официальный сайт для проведения опроса граждан, проводится ли при этом идентификация участников опроса;
18) опубликован ли в средствах массовой информации и размещен ли на официальном сайте перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), предназначенного для использования в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям;
19) соблюдаются ли при опубликовании и размещении обязательной информации требования законодательства о защите сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе персональных данных, сведений о состоянии здоровья граждан, включая несовершеннолетних.
- В целях оценки полноты информационной поддержки субъектов предпринимательства необходимо проверить наличие на официальных сайтах органов местного самоуправления следующей информации:
1) текстов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления муниципального контроля, а также сведений о внесенных в них изменениях, включая сроки и порядок вступления в силу;
2) перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
3) исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контролирующим органом у контролируемого лица;
4) сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
5) докладов о видах муниципального контроля (конкретный срок размещения доклада определяется положением о виде муниципального контроля, но не позднее 30 марта года, следующего за отчетным годом), содержащих в том числе сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей;
6) программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (размещаются на сайтах в течение 5 дней со дня утверждения, но не позднее 20 декабря предшествующего года), а также проекта указанной программы (не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения) и результатов его общественного обсуждения (не позднее 10 декабря предшествующего года);
7) сведений о реализации муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим;
8) данных о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
9) сведений об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
10) информации о муниципальном имуществе, включенном в перечни муниципального имущества, в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам предпринимательства;
11) сведений об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
12) схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменениях.
Одновременно необходимо дать оценку соблюдению приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.07.2015 № 505 «Об утверждении требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Проверить:
1) направляются ли ежемесячно, до 10-го числа текущего месяца, в Департамент посредством факсимильной связи либо в электронном виде (с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или в сканированном формате) с одновременным направлением на бумажном носителе сопроводительные письма с указанием реквизитов принятых в предыдущем месяце муниципальных актов, сведений об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципальных актов, а также тексты принятых в предыдущем месяце муниципальных актов в электронном виде, в том числе в актуальной редакции;
2) соблюдаются ли установленные пунктом 7 Порядка ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области, являющегося Приложением к Закону Томской области от 4 декабря 2008 года № 242-ОЗ «О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области», условия предоставления органами местного самоуправления в Департамент муниципальных правовых актов в электронном виде, информировался ли орган местного самоуправления о несоблюдении указанных условий, приняты ли им меры для устранения недостатков и повторного направления муниципальных правовых актов для включения в Регистр;
3) все ли действующие муниципальные нормативные правовые акты размещены в Регистре в актуальной редакции (если нет, установите причины), соответствует ли действительности иная размещенная в отношении них информация (в том числе является ли акт действующим, выявлены ли в нем несоответствия федеральному законодательству, которые органом местного самоуправления не устранены);
4) своевременно ли принимаются меры по корректировке муниципальных правовых актов, в которых Департаментом выявлены несоответствия федеральному законодательству, уведомлен ли Департамент о внесении необходимых изменений, внесены ли данные сведения в Регистр;
5) соблюдаются ли требования Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» о направлении устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) в Минюст для регистрации, устраняются ли своевременно недостатки, послужившие основанием для возврата указанных правовых актов регистрирующим органом;
6) направляются ли в 10-дневный срок со дня официального опубликования в Минюст сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в Реестр.
- В целях оценки соблюдения требований о доступе к информации о противодействии коррупции необходимо установить:
1) размещены ли на официальных сайтах сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, руководителями муниципальных учреждений;
2) созданы ли условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов, размещаются ли данные проекты на официальном сайте с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проверить соблюдение вышеизложенных вопросов необходимо до 01.05.2022. В случае выявления пробелов в рассматриваемой сфере отношений примите соответствующие меры, направленные на фактическое их устранение.
О результатах проведенных мероприятий и принятых мерах просим Вас сообщить в прокуратуру района в срок до 01.05.2022.
Обращаем Ваше внимание, что в случае выявления нарушений требований закона в ходе самостоятельной прокурорской проверки, будет рассмотрен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности (статьи 13.27, 13.28, 19.7 КоАП РФ).